Методические рекомендации для педагогических работников
по предупреждению, профилактике и устранению
насилия в учреждении образования[1]
- Настоящие Методические рекомендации определяют порядок работы учреждения образования по предупреждению, профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, а также выявлению, регистрации случаев насилия, реагирования на такие случаи и оказанию психолого-педагогической помощи участникам, вовлеченным в ситуацию насилия в отношении несовершеннолетних.
Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия и их определения.
Физическое насилие – действия с применением физической силы в целях причинения боли, дискомфорта, унижения достоинства. К физическому насилию относятся удары, наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какой-либо неудобной или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом и др.
Психологическое насилие включает в себя совокупность намеренных вербальных и невербальных действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию несовершеннолетнего. Психологическое насилие может проявляться в насмешках, обзываниях (присвоении обидных кличек), высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани, которые подрывают самооценку и самоуважение человека, убеждают его в «никчемности», отверженности со стороны сообщества, обесценивают его личность.
Буллинг – повторяющиеся акты физического или эмоционального (психологического) насилия и издевательств со стороны одного лица или группы лиц в отношении несовершеннолетнего с целью вызвать страх, унизить, подчинить.
Кибербуллинг – использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования несовершеннолетнего, распространения о нем ложной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений, передача конфиденциальной информации.
Противодействие насилию в учреждении образования – непрерывный процесс, требующий от всех участников образовательного процесса соблюдения принятых и закрепленных в локальных документах норм о недопустимости насилия.
- Деятельность учреждения образования по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних связана с выявлением лиц, намеревающихся совершить агрессию и насилие, принятием мер по недопущению реализации этих намерений, а также повышением уровня осведомленности работников, обучающихся и их родителей о недопустимости насилия в учреждении образования и целях создания дружественной и поддерживающей среды.
Компонентами работы по предотвращению насилия в учреждении образования являются:
принятие организационно-управленческих мер;
проведение профилактических мероприятий, в том числе информационно-просветительской работы;
выявление случаев насилия;
сообщение (информирование) о случаях насилия, их регистрация;
организация работы по прекращению насилия, оказание помощи участникам.
2.1. Организационно-управленческие меры включают:
дополнение Устава учреждения образования, издание локальных документов (приказов руководителя, решений педагогического совета учреждения образования, собраний трудового коллектива, дополнение должностных инструкций работников) с назначением ответственных за предотвращение, выявление и реагирование на случаи насилия (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Пример дополнения должностных инструкций работников учреждения образования);
обеспечение безопасности помещений и территории учреждения образования;
анализ психологического климата учреждения образования и выработку общей позиции (политики) руководства, педагогического коллектива, обучающихся и родителей в отношения недопустимости насилия в учреждении образования;
мониторинг уровня комфортности, инклюзивности и безопасности учреждения образования.
Дополнение Устава учреждения образования положениями о недопустимости насилия в отношениях между участниками образовательного процесса. С Уставом должны быть ознакомлены все работники, обучающиеся и их родители.
Правила внутреннего распорядка для обучающихся в учреждении образования должны содержать:
требования к соблюдению обучающимися правил личной безопасности и норм взаимодействия на уроках, факультативных занятиях и переменах, во время спортивных, творческих, досуговых мероприятий, в различных помещениях (раздевалке, коридорах, столовой, библиотеке, мастерских, актовом и спортивном залах), на спортивной площадке, во время дежурства, на экскурсиях и других мероприятиях.
механизм сообщения (передачи) сведений о действительном или предполагаемом случае насилия в учреждении образования;
сведения о педагогических работниках, оказывающих помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
С Правила внутреннего распорядка для обучающихся должны быть ознакомлены обучающиеся, их родители и работники учреждения образования.
Рекомендуется разрабатывать Правила внутреннего распорядка для обучающихся при их участии. Целесообразно в каждом классе, группе обсудить:
основные проблемы с дисциплиной и поведением обучающихся на уроках, переменах и иных мероприятиях;
допустимые воспитательные меры со стороны учителей, руководства и других работников учреждения образования;
действия со стороны обучающихся, учителей, педагога-психолога, руководителей и других работников учреждения образования, которые могут помочь избежать конфликтов и разрешать их ненасильственным способом;
дисциплинарные, воспитательные и психолого-педагогические меры в отношении нарушителей Правил внутреннего распорядка для обучающихся и обучающихся, допускающих насильственные действия.
Коллективная работа над правилами способствует выработке чувства сопричастности к общей договоренности и ответственности каждого за их выполнение.
В правилах внутреннего трудового распорядка для работников учреждения образования указываются нормы педагогической этики, меры, которые будут предприняты руководством учреждения образования к работникам, допускающим неуважение, дискриминацию, угрозы, издевательства, физическое и психологическое насилие в отношении обучающихся или своих коллег, а также меры по защите работников, подвергшихся издевательствам или насилию со стороны обучающихся. Правила определяют действия работников в ситуации, когда они узнают о реальном или предполагаемом случае насилия в учреждении образования или становятся его свидетелями.
В локальных документах учреждения образования должны быть обозначены нарушения, регулирование которых не входит в компетенцию учреждения образования (ношение и применение оружия, угрозы физической расправы, насильственные действия, повлекшее необходимость оказания медицинской помощи, вымогательство, кража, ограбление; хранение и распространение наркотиков, иные преступные деяния), о которых руководство учреждения будет сообщать органам внутренних дел и вышестоящему органу управления образованием.
3. Информационно-просветительская работа
3.1. Обучение педагогических работников
Для эффективного противодействия насилию руководители, педагогические работники и иные работники учреждения образования должны владеть информацией о насилии, его причинах, формах проявления и правовых последствиях, понимать важность личного участия и меру ответственности в решении проблемы насилия в учреждении образования, иметь необходимые для этого инструменты: должностные инструкции, алгоритмы действий, технологии выявления и регистрации фактов насилия и оказания помощи всем участникам насилия.
Важно, чтобы у педагогического коллектива были актуализированы личностные установки на бесконфликтное поведение и конструктивное общение с обучающимися и коллегами, была сформирована мотивация не оставлять без внимания проявления насилия, незамедлительно вмешиваться для их прекращения и оказывать помощь вовлеченным сторонам.
Наряду с руководителями учреждения образования и педагогическими работниками (учителями, психологами и социальными педагогами) необходимо обеспечить подготовку технических сотрудников и вспомогательного персонала по вопросам профилактики насилия.
В условиях непрерывности образовательного процесса для всех работников учреждения образования целесообразно проводить трех-четырехдневные (24-часовые) или короткие однодневные (4–6-часовые) семинары-практикумы, в ходе которых руководители, педагогический и иной персонал смогут:
получить общее представление о насилии, его видах и формах проявления;
узнать о причинах и факторах насилия, личностных характеристиках участников насилия (пострадавших, обидчиков, свидетелей), признаках, по которым можно распознать пострадавших от насилия и обидчиков;
узнать о последствиях насилия для его участников, педагогического коллектива и учреждения образования в целом;
ознакомиться с мерами профилактики и действиями по прекращению насилия, информированию о нем руководства учреждения образования и оказанию помощи вовлеченным лицам.
По результатам обучения предлагается провести диагностические мероприятия (тестирование).
Обсуждение вопросов профилактики насилия может осуществляться не только в рамках специально организованных обучающих занятий, но и во время проведения рабочих совещаний, заседаний педагогического совета, совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разбора конкретных случаев и анализа эффективности принятых мер.
3.2. Обучение учащихся
Одной из важных мер профилактики насилия является формирование у учащихся умений и навыков развития и поддержания здоровых межличностных отношений.
Для этого в рамках классных часов детей необходимо обучать навыкам управления своим поведением, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, конструктивного разрешения конфликтов, распознавания манипуляций и сопротивления негативному влиянию, самостоятельного принятия решений. Подобные программы помогают обучающимся усваивать общечеловеческие ценности, учиться уважать права и достоинство человека, формироваться как личность, повышать самоуважение и укреплять самооценку.
Участвовать в обучении противодействию насилию могут подготовленные педагогами-психологами волонтеры из числа обучающихся учреждения образования по технологии «равный обучает равного», которые обладают навыками эффективной коммуникации и готовы обсуждать с обучающимися различные, в том числе деликатные темы, связанные с межличностными отношениями. Программы обучения необходимо обеспечить соответствующими информационными материалами.
3.3. Информирование родителей
Педагогический коллектив должен оказывать родителям информационную поддержку, обучать и консультировать их по вопросам воспитания детей без применения насилия.
Во время родительского собрания учителя могут обсудить различные вопросы, связанные с воспитанием детей, проявлением насилия в отношении детей в семье, в учреждении образования, меры недопущения насилия, оказания помощи как пострадавшим (для преодоления последствий насилия), так и обидчикам (для изменения поведения) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примерная тематика вопросов для обсуждения с родителями на родительских собраниях).
В помощь родителям можно подготовить информационные материалы, сформировать тематическую библиотеку книг, пособий, видеофильмов, нормативных документов по вопросам профилактики насилия, подготовить памятки по бесконфликтному общению с детьми, определению признаков насилия, составить буклеты с контактами организаций, куда можно обратиться за помощью.
4. Порядок организации профилактики насилия в отношении несовершеннолетних
Когда в учреждения образования сформирован пакет локальных документов, регламентирующих действия и ответственность всех участников образовательного процесса по предотвращению и реагированию на насилие, администрации и педагогическому коллективу необходимо определить перечень и очередность мер по созданию условий для эффективной профилактики насилия. С этой целью разрабатывается план мероприятий по предотвращению насилия (ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Примерный План мероприятий учреждения образования по профилактике и предотвращению насилия).
Основой для разработки плана мероприятий по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних должен стать анализ имевших место случаев насилия (при их наличии), принятых мер, анализ тематических обращений граждан (родителей, педагогов) по фактам насилия в учреждении образования, иные сведения.
5. Оценка результатов работы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних
Результаты работы по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних оцениваются:
по результатам диагностики межличностных и межгрупповых отношений, изучения психологического климата в учреждении образования и принятых в их развитие мерах;
по количеству профилактических мероприятий среди работников учреждения образования и их эффективности, подтвержденной диагностикой.
6. Выявление и регистрация случаев насилия в отношении несовершеннолетних работниками учреждений образования
6.1. Сообщение о случаях насилия
В целях своевременного получения информации о фактах агрессивного поведения, насилия или попыток его совершения, конфликтах, возникающих в учреждении образования, между обучающимися и педагогическими работниками учреждения образования, администрация учреждения образования должна предусмотреть простые (и в тоже время гарантирующие безопасность и конфиденциальность) способы и средства сообщения такой информации и оповестить (устно и письменно через памятки, буклеты, вкладки в дневник и др.) об этом всех обучающихся, родителей и педагогических работников учреждения образования.
Способы донесения информации о случае насилия до руководства и педагогических работников учреждения образования могут быть разными, но все они будут работать в том случае, если между обучающимися, родителями и педагогическими работниками учреждения образования установлены доверительные отношения.
Сотрудники охраны при фиксировании ситуаций, связанных с проявлением насилия, через видеонаблюдение или при обходе здания и прилегающих к нему территорий, а также при получении сообщений от обучающихся, родителей, педагогических или других работников, должны незамедлительно информировать руководство учреждения образования о происшествии и при необходимости вызвать милицию по телефону или при помощи «тревожной кнопки».
Обучающиеся могут сообщить классному руководителю, дежурному учителю, охраннику или любому другому сотруднику о реальном или предполагаемом случае насилия устно, по телефону, СМС-сообщением (как правило, номер телефона классного руководителя доводится до сведения обучающихся и их родителей) или запиской.
Педагогам следует объяснить обучающимся, что цель сообщения о случае насилия – своевременное вмешательство для предупреждения вреда, а не наказание и преследование обидчика. Важно обратить внимание обучающихся на необходимость сообщения даже о таких ситуациях, когда им кажется, что опасность невелика, конфликт может быстро перерасти в серьезную драку, «разборку», регулярную травлю.
В учреждении образования должны оперативно и тактично реагировать на полученную от обучающихся информацию о случаях насилия или попытках его совершения.
Важно! Своими действиями не оттолкнуть обучающегося, который сообщает о насилии, невниманием, пренебрежением, недоверием или требованием сразу сообщить все детали происшествия. В противном случае сообщающий может испугаться, замкнуться в себе, и факт насилия останется нераскрытым.
Родители могут сообщить о факте насилия или о своих опасениях, что их ребенок или другой ученик подвергается насилию со стороны обучающихся или педагогических работников учреждения образования, классному руководителю, ответственному заместителю директора или директору учреждения образования (а при их отсутствии – дежурному учителю или администратору) при личной встрече, по телефону или электронной почте. Они также могут подать заявление на имя руководителя учреждения образования, обратиться в вышестоящий орган управления образованием, в правоохранительные органы и правозащитные организации.
ВАЖНО! Работники учреждения образования должны сообщать обо всех замеченных или предполагаемых случаях насилия классному руководителю, педагогу-психологу, ответственному заместителю директора, директору, а при их отсутствии – дежурному учителю и администратору.
Обучающиеся, родители и педагоги для уведомления администрации учреждения образования о случаях насилия могут воспользоваться сайтом учреждения образования, на котором есть раздел «сообщения» или «вопрос-ответ». Они также могут передавать СМС-сообщения на специальный телефон доверия или устно информировать по нему заместителя директора, ответственного за профилактику и реагирование на насилие.
Для сбора обращений в адрес руководства учреждения образования, в том числе сообщений о случаях насилия, в доступном для обучающихся месте (в коридоре, вестибюле) должен быть установлен «ящик доверия». Чтобы исключить попадание в него ненужной информации, всем обучающимся необходимо разъяснить его предназначение. Для младших школьников учитель может установить небольшой ящик (коробку) для сообщений в классном помещении.
Если автор анонимно информирует о насилии в отношении себя, то необходимо предпринять все меры для его выявления, чтобы прекратить насилие и оказать помощь: наблюдение за обучающимися, которые из-за личностных особенностей, социально-экономических и прочих факторов в большей степени могут подвергаться насилию или ранее подвергались ему. Анализ поведения и состояния таких обучающихся и обучающихся, склонных к агрессивному поведению и замеченных в совершении насильственных действий, может способствовать установлению жертв насилия.
Все сообщения о предполагаемых или реальных случаях насилия, полученные от обучающихся, родителей, педагогических работников учреждения образования, а также анонимные сообщения регистрируются в день их получения в специальной форме регистрации происшествий (случаев насилия) и изучаются ответственным заместителем директора, который в свою очередь информирует о них директора и организует расследование случая насилия для принятия соответствующих мер. Важно не оставлять без внимания ни одного сообщения – это имеет принципиальное значение для сохранения положительного психологического климата в учреждении образования и недопущения насилия в отношении несовершеннолетних.
6.2. Выявление случаев насилия
В силу разных причин многие обучающиеся не сообщают о пережитом насилии.
ВАЖНО! В выявлении фактов насилия значительную роль играет наблюдательность педагогов и других сотрудников учреждения образования, их внимательное отношение к обучающимся и способность вовремя заметить симптомы неблагополучия в поведении и настроении детей.
Необходимо учитывать следующие признаки насилия:
частные пропуски занятий или прогулы в определенные дни или определенных уроков; опоздания на занятия, отказ от участия во внеурочных мероприятиях без объективных причин или по надуманным причинам;
частые жалобы на плохое самочувствие на занятиях;
замкнутость, уход в себя, избегание друзей, одноклассников, самоизоляция или изоляция со стороны других обучающихся;
резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе и другой деятельности;
недоверие к сверстникам и взрослым, низкая самооценка, неуверенность в себе;
рассеянность, невнимательность, забывчивость, неспособность концентрироваться;
постоянное или частое состояние тревожности, напряженности; пугливость, боязнь громких звуков и резких движений;
постоянное или частое плохое настроение, состояние угнетенности, подавленности, или, наоборот, гиперактивности, раздражительности, агрессивности;
резкие и беспричинные перепады настроения;
частая потеря или порча личных вещей (мобильного телефона, рюкзака, учебников и др.), синяки, ссадины, порванная или измятая одежда;
отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно неправдоподобные объяснения.
Если такие признаки усматриваются, учителю (воспитателю) необходимо сообщить свои наблюдения классному руководителю, который совместно с педагогом-психологом выясняет причины повдения ребенка, организует доверительную конфиденциальную беседу с обучающимся, его родителями, друзьями
ВАЖНО! Действия педагогов не должны усугубить состояние ребенка, не нанести ему дополнительную травму.
Раннему выявлению признаков насилия в классе, группе способствуют социометрические измерения: диагностика межличностных и межгрупповых отношений, изучение психологического климата, по результатам которых можно обнаружить проблемные взаимоотношения, конфликтные ситуации в самом начале их возникновения и своевременно их разрешить. Такие исследования проводят педагог социальный, педагог-психолог.
Периодическое изучение социально-психологического климата позволяет оценивать эффективность профилактики и мер реагирования на случаи насилия.
6.3. Регистрация случаев насилия
Все сведения о фактах насилия заносятся в журнал регистрации случая. Журнал регистрации случая содержит сведения о дате внесения информации, источнике получения сведений о факте насилия (письменное заявление, ящик доверия, устное заявление ученика), а также сведения о лице, вносившим сведения в журнал с подписью данного лица и отметкой о мерах принятых по данному факту.
6.4. Реагирование и оказание психолого-педагогической помощи участникам, вовлеченным в ситуацию насилия в отношении несовершеннолетних
Реагирование на факт насилия должно включать следующую последовательность действий.
Прекращение насилия.
Работники учреждения образования, став свидетелями издевательства, драки или узнав о них, должны немедленно вмешаться. Главная задача – прекратить насилие и, при необходимости, оказать первую помощь пострадавшим.
Оказание первой помощи. В случае наличия травм у потерпевшего до прибытия медицинского работника первую помощь ему оказывает работник учреждения образования, который при обнаружении (или подозрении на наличие) у пострадавшего травм и повреждений вызывает скорую медицинскую помощь.
Информирование о случае. Об инциденте необходимо проинформировать классного руководителя (классных руководителей) участников конфликта, родителей, директора учреждения образования, а в его отсутствие – дежурного администратора. В зависимости от ситуации, характера и последствий случая директор учреждения образования информирует о нем вышестоящий орган управления образованием и правоохранительные органы.
Разбор и регистрация случая. Сразу же после инцидента необходимо по отдельности побеседовать с пострадавшим, обидчиком и свидетелями. Такую беседу, как правило, проводит педагог-психолог (педагог социальный) учреждения образования, при возможности, в ней участвует классный руководитель. Если выявлены ранее произошедший случай насилия или регулярные издевательства, то первую беседу следует провести с пострадавшим. На этом этапе важно разобраться в случае, чтобы определить дальнейшую тактику работы с его участниками.
Разбор случая предполагает установление:
реальности факта совершения насильственных или дискриминационных действий;
длительности и повторяемости этих действий (первый и единственный случай, повторные насильственные действия);
характера действий и обстоятельств, при которых они происходили;
участников действий (пострадавший, обидчик, свидетели, участники конфликта);
состояния пострадавшего;
причин совершения насильственных действий;
отношения свидетелей к происходящему, пострадавшему и обидчику;
динамики происходящего, возможных последствий насилия для всех его участников и вероятной модели развития ситуации.
После того как картина произошедшего уточнена, педагог-психолог (педагог социальный) вносит информацию об этом в форму регистрации происшествия (случая насилия) и передает ответственному заместителю директора который делает соответствующую запись в журнале учета случаев насилия и информирует директора (ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерная форма регистрации происшествия (случая насилия) и принятых мер, а также примерная форма журнала учета инцидентов (случаев насилия) и принятых мер).
Тщательный разбор случая насилия позволяет определить правильную стратегию оказания помощи пострадавшим, обидчикам и свидетелям и принять в отношении участников адекватные воспитательные и дисциплинарные меры. Решение о принятии воспитательных мер принимает классный руководитель, при необходимости он консультируется с педагогом-психологом, педагогом социальным, руководством учреждения образования. Меры дисциплинарного воздействия определяет директор учреждения образования с учетом мнения классного руководителя, педагога-психолога, педагога социального.
Меры по оказанию помощи, принятию воспитательных и дисциплинарных мер в случае насилия в отношении несовершеннолетних должны включать следующие действия работников и администрации учреждения образования:
Педагог-психолог:
оценивает психологическое состояние пострадавшего, обидчика, свидетелей, оказывает им психологическую помощь;
консультирует классного руководителя, других учителей и работников учреждения образования по тактике поведения в отношении участников насилия и проведения разъяснительной и профилактической работы в классе (группе) и в учреждении образования в целом;
при необходимости самостоятельно или совместно с классным руководителем или с ответственным заместителем директора организует обсуждение случая или профилактическую беседу с классом (группой);
консультирует родителей и, при наличии показаний, рекомендует обратиться за психологической, медицинской и социальной помощью в другие учреждения;
осуществляет мониторинг психологического состояния участников случая насилия, других обучающихся класса (группы), при необходимости проводит консультирование, организует тренинги, беседует с родителями.
Классный руководитель:
наблюдает за состоянием участников насилия, беседует с ними, их родителями;
при необходимости оказания участникам помощи привлекает педагога–психолога, педагога социального или других специалистов;
принимает воспитательные меры, информирует ответственного заместителя директора о результатах принятых мер и оказанной помощи;
проводит (при необходимости, совместно с педагогом–психологом, педагогом социальным) обсуждение случая, разъяснительную и профилактическую работу в классе (группе).
Педагог социальный:
координирует оказание помощи обучающимся различными специалистами (педагога-психолога, медицинского работника) и службами (при необходимости);
взаимодействует с родителями обучающихся и информирует об оказанной помощи классного руководителя и ответственного заместителя директора.
Заместитель директора, ответственный за профилактику насилия:
контролирует оказание помощи участникам насилия и принятие в их отношении воспитательных и дисциплинарных мер;
информирует обидчика (и его родителей) о принятых в его отношении дисциплинарных мерах;
регистрирует принятые меры (меры помощи, воспитательные и дисциплинарные меры) по каждому случаю насилия в журнале;
обеспечивает рассмотрение вопроса о постановке обучающихся (обидчиков) на внутриучрежденческий контроль и снятие с такого контроля, организует мониторинг их поведения.
Психолого-педагогическая помощь пострадавшим от насилия
В первую очередь, помощь и поддержка оказываетсяя обучающемуся, пострадавшему от насилия. Сразу же после инцидента педагог-психолог или учитель, которому доверяет пострадавший, должны организовать встречу с ним. Педагог-психолог осуществляет психологическую поддержку психоэмоционального состояния ребенка и устанавливают причины и обстоятельства ситуации насилия.
Совместно с пострадавшим определяется стратегия его поведения по отношению к обидчику (обидчикам) и остальным обучающимся в классе (группе).
Пострадавшему может понадобиться специализированная психологическая помощь. По согласованию с родителями обучающегося педагог-психолог оказывает психологическую помощь в форме психологического консультирования и психокоррекции либо обучающийся направляется в психологические службы иных организаций.
ВАЖНО! Психологическое консультирование и психокоррекция должны быть направлены на работу с психологической травмой пострадавшего.
Психолого-педагогическая помощь обидчику (обидчикам)
После разговора с пострадавшим педагогу-психологу, педагогу социальному, классному руководителю следует провести работу с обидчиком (обидчиками), прояснить, как обидчик (обидчики) воспринимает инцидент, мотивы поведения.
Если обидчик или обидчики признают неправильность своих действий и проявляют готовность к сотрудничеству и примирению с потерпевшим, то педагогом-психологом организуется процедура примирения обидчика (обидчиков) и пострадавшего (пострадавших). Через неделю с целью контроля организуется встреча педагога-психолога и обидчика (обидчиков).
Прекращению насилия содействует предупреждение обидчика о применении дисциплинарных мер.
Обидчикам может потребоваться специализированная помощь психолога, для выявления причин агрессивного поведения и его коррекции им может быть предложена (по согласованию с родителями) психологическая диагностика, серия индивидуальных психологических консультаций и групповых тренингов.
Психолого-педагогическая помощь свидетелям насилия
Психолого-педагогическая помощь свидетелям насилия направлена на принятие ответственности и признание собственных действий (или бездействия) как действий (бездействия) участника насилия по отношению к пострадавшему.
Для прекращения и восстановления нормальных отношений в классе (группе) педагог-психолог, классный руководитель помогают составить обучающимся правила класса по недопущению насилия.
По согласованию с родителями обучающегося педагог-психолог оказывает свидетелю насилия психологическую помощь в форме психологического консультирования и психокоррекции, либо педагог-психолог или заместитель директора могут направить обучающегося в иные организации.
Психолого-педагогическая помощь родителям обучающихся
Сообщая родителям об инциденте, классный руководитель должен сразу же предложить план действий, чтобы не допустить новых конфликтов.
Классный руководитель, руководство учреждения образования обязаны информировать о случившемся насилии как родителей ученика, пострадавшего от насилия, так и родителей обидчика.
Обсуждать произошедшее с родителями пострадавшего и обидчика целесообразно в разное время, обращая внимание на действия сторон и их последствия.
Основное внимание нужно уделить тому, как родители и учителя, педагог-психолог, педагог социальный могут работать с ребенком (обидчиком и пострадавшим), чтобы помочь ему изменить свое поведение – прекратить насильственные действия, извиниться и помириться или научиться вести себя увереннее и давать отпор.
Родителям можно предложить обратиться в психологическую службу для получения комплексной помощи как для ребенка, так и для всей семьи.
Родители также должны быть предупреждены о мерах, которые учреждение образования может принять, если насилие не прекратится.
Подведение итогов работы
ВАЖНО! Ситуация с проявлением насилия может считаться завершенной после того, как всем его участникам оказана помощь, в отношении обидчиков приняты воспитательные и (или) (при необходимости) дисциплинарные меры, обстановка в классе (группе) нормализовалась и повторных проявлений насилия со стороны обидчиков не наблюдается в течение 3 – 4 недель. При завершении случая в форме регистрации и в журнале учета случаев насилия делается запись о принятых мерах, оказанной помощи и достигнутых результатах.
[1] Методические рекомендации разработаны с учетом опыта реализации в учреждениях образования экспериментального проекта «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования».