Термин «буллинг» (англ. bullying, от bully — «хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник») означает запугивание, физический или психологический террор одного из членов коллектива, направленный на то, чтобы вызвать у него страх и тем самым подчинить его себе.
Чаще всего жертвами школьного буллинга становятся дети, отличающиеся от остальных, имеющие дефекты речи, своеобразную внешность, нетипичный стиль поведения или образ жизни, а также просто тихие, застенчивые и не умеющие за себя постоять. Однако даже наиболее уверенный и самодостаточный ребёнок в один момент может из лидера коллектива превратиться в жертву травли.
Проблема булинга долгое время умалчивалась, о ней было не принято говорить, не было даже специального научного термина, так как слово «травля» едва ли можно отнести к терминам.
Существует две основные формы травли: психологическая; физическая.
Психологическое насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Выделяют следующие виды эмоционального насилия: – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.; – отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).
Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча, отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания. П
Признаки буллинга, на которые необходимо обратить внимание педагогам и родителям:
ребёнок притворяется больным, чтобы не идти в школу;
он боится идти в школу и домой один, просит проводить его на занятия, опаздывает;
у ребёнка меняются поведение и темперамент;
у него можно наблюдать явные симптомы страха (нарушения сна и аппетита, ночной крик, энурез, заикание и нервный тик, нелюдимость и скрытность);
он часто просит денег, появились случаи воровства;
снизилось качество учёбы ребёнка, он потерял интерес к любимым занятиям;
на теле ребёнка заметны постоянные ссадины, синяки и другие травмы, после школы у него бывает порвана одежда;
ребёнок необычно молчалив, не желает идти на разговор с родителями, учителями;
у ребёнка проявляются симптомы депрессии, признаки суицидальных намерений (их крайняя степень — суицид).
Профилактика буллинга является той силой, которая поможет снизить масштабы данного агрессивного и негативного явления, сократить количество вовлеченных в данный процесс, не допустить появление булли–агресоров и булли–жертв, и в целом, оздоровить социальную среду.
Проблема профилактики буллинга имеет большое значение и заслуживает широкого освещения в силу многих причин. Во-первых, данная форма агрессивного поведения глубоко травмирует психику человека, ребенка особенно. Во-вторых, в социальных условиях экономической нестабильности, бедности, обилие агрессии в нашей повседневной жизни, стрессов, которые характеризуют жизнь большинства населения в нашей стране, повышается риск распространения буллинга.
Большое количество детей – выходцев из различных семей, исключительно дидактическая направленность обучения, учебные и эмоциональные перегрузки, неблагополучные взаимоотношения в учительской среде, большая загруженность педагогов и отсутствие хоть сколько-нибудь индивидуального подхода к ребенку, а также социализирующая роль школы с обязательными требованиями к учащимся – все это и многое другое делает ее плацдармом для проявления насилия. В этих условиях жизненно необходимой становится деятельность по профилактике школьного буллинга.
Меры по профилактике школьного буллинга для родителей и педагогов.
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение школьного буллинга. Необходимо, чтобы учащиеся и педагоги пришли к общему пониманию, что буллинг — это проявление насилия, агрессии, требующее неотложного вмешательства со стороны взрослых и поддержки жертвы травли со стороны одноклассников.
2. Занять бескомпромиссную позицию. Учитель или родитель, узнавший о проявлениях травли или ставший еѐ свидетелем, должен занять жѐсткую и недвусмысленную позицию по отношению к агрессору и попытаться добиться решения конфликта, рассказав его участникам о возможных последствиях.
3. Провести беседу с агрессором. В рамках беседы учитель, педагог социальный, педагог-психолог, родитель должны объяснить, что в школе не будут терпеть подобное поведение и возможно применение наказания по отношению к учащимся, занимающимся травлей одноклассников.
4. Провести беседу с жертвой. Беседа призвана, прежде всего, поддержать жертву школьного буллинга, устранить у неѐ чувства страха и угрозы. Очень важно защитить ребѐнка, вселить в него чувство уверенности в своих силах.
5. Провести беседу с классом. Разговор с классом позволяет раскрыть ситуацию насилия, лишить её «покрова тайны», совместно обсудить проблему и тем самым найти пути разрешения конфликта. При этом важно активно использовать потенциал школьников, которые ведут себя позитивно.
6. Проинформировать педагогический коллектив. Педагогический коллектив школы должен знать о случаях буллинга и взять ситуацию под контроль.
7. Пригласить родителей агрессора и жертвы для беседы. Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какой должна быть тактика реагирования.
8. Заставить агрессора нести ответственность за свои действия. Он должен принести извинения жертве и восстановить имущество, которое было испорчено или отобрано.
Рекомендации для родителей,
чьи дети оказались жертвами буллинга.
1. Не откладывая, нужно обратиться к психологу. При этом родители часто забывают, что ребёнок, выступающий в роли агрессора, тоже нуждается в психокоррекции. Данное поведение свидетельствует, что он не может решить свои проблемы иначе кроме как с помощью насилия. Возможно, у агрессора есть потребность выделиться, привлечь к себе внимание. Может, в его семье нездоровая атмосфера, которая и провоцирует эмоциональную неустойчивость ребёнка.
2. Следует вместе с ребёнком отработать сценарии и ответные реакции, которые помогут справиться с нападками агрессора. Важно решить, кто из учителей и друзей способен оказать помощь и поддержку жертве буллинга.
3. Родители должны найти взаимопонимание с педагогом, который в силу ряда причин не признаёт (или не хочет признавать) проблему в её истинном свете. При необходимости они могут обратиться в администрацию учреждения образования или вышестоящие организации.
4. Иногда единственным решением проблемы является перевод ребёнка в другую школу.